ХРИСТОС ВОСКРЕС ! Возлюбленные отцы, братия и сестры ! Мысленно соглядая чрезвычайнейшее событие искупительного Крестного подвига Мессии – Христа Спасителя, невольно вспоминаются слова пророка Божия Исаии, который, провидя Духом Святым страшную картину неописуемого человеческого преступления – суда и распятия Божественной Истины – Сына Божия, говорил: «Мы видели Его, и не было в Нем ни вида, ни величия; … Он был презрен и умален пред людьми, … и мы ни во что ставили Его … Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. … Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих … и не было лжи в устах Его … Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался Ходатаем» (Ис. 53, 2-12). Воспевая Божественное долготерпение и любовь Сына Божия к роду человеческому, свершившихся в Его Крестной жертве за спасение мира, и непостыдную победу жизни над смертию в преславном Воскресении Христовом, то есть вечном торжестве добра над злом, Церковь Христова – дивная Невеста Божественного Победителя, радуясь своему преславному Жениху – Христу, взывает: «Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». Искупительное служение Господа нашего Иисуса Христа явилось чудным событием не только для земнородных, но и для самих ангелов Божиих, и страшнее всего для духа злобы поднебесной – «человекоубийцы от начала … и отца лжи» (Ин. 8, 44), ибо «Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангелы. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый не един во гробе». И святая Церковь устами и сердцем ликующих чад своих вопиет: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго благословенного Отцев Бога и Препрославленного» ибо через Него земной мир, «во зле лежащий» (1 Ин. 5, 19), - стал храмом Божиим, - «Пасху хваляще вечную». Своим крестным подвигом Господь искупил нашу греховную вину, изгладил наши беззакония и даровал нам Свою непобедимую победу. Своею смертию Он умертвил силу и жало смерти – яд греха. Своим преславным Воскресением из мертвых Спаситель мира раскрывает тайну назначения человека, как носителя в себе Божественного начала – образа и подобия Божия, наследника грядущих вечных благ. Поэтому Воскресение Христово является непреложной основой нашей веры, а Сам Воскресший Господь является немеркнущим блистанием нашего пасхального торжества, - «Новой Пасхи» - непререкаемым залогом воскресения живых из мертвых. Ибо, как свидетельствует Священное Писание, «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Сол. 4, 16-17). Ведая неизреченный дар Божиих щедрот, излиянных на род человеческий «по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его» (Рим. 3, 24-25), одних благоговейных воспоминаний о Его страданиях, смерти и о преславном Воскресении, мои возлюбленные, еще недостаточно. Необходимо, чтобы наша земная жизнь, во всех ее проявлениях, находилась в тесном общении со Христом, ибо, как назидает нас святой апостол Павел, «если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения … дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6, 5 - 7). Жизнь наша, наше отношение к Богу и ближнему, все наше существо должно носить на себе печать неразрывного единства со Христом, отражение духа Его Божественной любви, добра и правды, через ежедневный подвиг нашей христианской жизни, чтобы, по словам того же апостола Павла, достигнуть «единства веры и познания Сына Божия в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; … для созидания самого себя в любви … и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 13-24). Достижение меры возраста Христова, т.е. воплощения в себе Его Божественного идеала – братства между всеми людьми, в силу нашего сыновства Богу, заключается не в искусстве красноречия и витиеватом словопрении. Оно происходит через горнило ежедневного подвига в борьбе со злом, в глубинах нашего сердца, чему немало способствуют внешние явления окружающего нас мира, которые, в свое время, не миновали и Самого Господа, как в Его сорокадневном пощении в пустыне, затем в Его мессианском служении, так и в голгофском борении, завершившемся Его Крестной смертию. Начиная с зари пасхального дня, мир охватила новая весна надежды, и смерть больше не имеет власти над человеком и миром. Но остается еще слишком много знаков старого господства смерти, и Христос, истребив корень зла, нуждается в людях, которые во всякое время и во всяком месте помогали бы Ему бороться со злом и несправедливостью этого мира с помощью Божьего оружия: справедливости и истины, милосердия, прощения и любви. Приветствую вас, дорогие братья и сестры, как доблестных воинов этой духовной битвы и молитвенно желаю вам, чтобы радость Пасхальной ночи укрепляла вас в течение всей вашей благословенной жизни, в несении благодатного Креста во славу Святой Матери Церкви и Отечества нашего; чтобы еще долгие годы нам восклицать вместе с преподобным Силуаном Афонским: «Ликуй, душа моя, вечной Пасхе, ибо Воскресший Христос - это и наше Воскресение!» Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
ПАСХА ХРИСТОВА СМИРЕННЫЙ ЕФРЕМ, БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ 2011г. АРХИЕПИСКОП КРИВОРОЖСКИЙ г. Кривой Рог И НИКОПОЛЬСКИЙ
|