Мысленно соглядая чрезвычайнейшее событие искупительного Крестного подвига Мессии – Христа Спасителя, невольно вспоминаются слова пророка Божия Исаии, который, провидя Духом Святым страшную картину неописуемого человеческого преступления – суда и распятия Божественной Истины – Сына Божия, говорил: «Мы видели Его, и не было в Нем ни вида, ни величия; … Он был презрен и умален пред людьми, … и мы ни во что ставили Его … Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. … Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих … и не было лжи в устах Его … Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался Ходатаем» (Ис. 53, 2-12). Воспевая Божественное долготерпение и любовь Сына Божия к роду человеческому, свершившихся в Его Крестной жертве за спасение мира, и непостыдную победу жизни над смертию в преславном Воскресении Христовом, то есть вечном торжестве добра над злом, Церковь Христова – дивная Невеста Божественного Победителя, радуясь своему преславному Жениху – Христу, взывает: «Приидите,
... Читать дальше »
Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?
Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша
демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь
жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо,
востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки
веков. Аминь.
О,
как чудодейственны эти слова! Когда мы их произносим или
слышим, в наших сердцах загораются огни святой радости
о Господе Иисусе Христе Воскресшем. И где бы
они ни произносились, где бы эти слова ни раздавались, где бы ни
слышались, - всюду они вызывают трепетание в каждом сердце и от
них все ярче вспыхивает пламя веры в душе каждого прославляющего
Воскресшего Господа.
«Христос Воскресе!» - мы говорим с
чувством духовного восторга; их хочется произносить без конца,
слушая в ответ другие два святых слова:«Воистину Воскресе!»
«Христос Воскресе!» - и для всего мироздания началась истинная
весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа
Иисуса - первая действительная победа жизни над смертью.
Событие Воскресения Христова - величайший
христианский праздник. Эт
... Читать дальше »
В предпоследний день Страстной недели - Великую субботу - в Храме Гроба Господня тысячи верующих ждали схождения благодатного огня. Сошедшее на Землю пламя на самолетах развезли по всему миру, в том числе и в Россию.
Тысячи людей, занят каждый квадратный сантиметр Храма Гроба Господня. Такого числа паломников древний Иерусалим еще
... Читать дальше »
В Великую субботу Православная Церковь
воспоминает погребение и пребывание во гробу Спасителя, сошествие Христа
во ад и освобождение Им душ всех находившихся там праведников. Великая
Суббота - время великого покоя, радостного и сосредоточенного ожидания
воскресения Христова, победы над грехом и смертью.
Ветхозаветная суббота,
соблюдать которую строго предписывалось иудеям, была образом этой
преблагословенной субботы.
Этот благословенный покой не
то же самое, что безделье. Церковь призывает в этот день оставить всю
человеческую суету, вообще забыть о себе, все свои чувства и мысли посвятить
ожиданию великого чуда Воскресения, впустить в свою душу светлую тишину, в
которой без помех будет слышен радостный возглас: «Христос воскресе!»
Богослужения Великой субботы
особенно продолжительны и насыщены, в них уже чувствуется пока еще тихая,
сдержанная, но уже несомненная радость грядущего Воскресения. Службы этого дня
также отличаются необычайной поэтической и богословской глубиной, раскрывающей
тайну спасения человека. Главная их тема - сошествие Христа во ад.
Грех Адама искорежил
человеческую природу и сделал ее смертной. Смерть - следствие греха.
Соответственно, область, в которую попадали души всех умерших, оказалась
во власти зла. До сошествия Христа во ад, туда попадали даже души
праведных. Воплотившись, Бог исцелил всю человеческую природу, приобщив ее к
божественной. Став сопричастником смерти, Он освободил от тления и самую
последнюю
... Читать дальше »
посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению.По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.
Праздник Входа Господня в Иерусалим (Неделя ваий,
Цветоносная Неделя, Вербное воскресенье) – один из 12-ти главных
праздников Православной церкви. Празднование Вербного воскресенья
совершается за неделю до Пасхи. В этом богослужении воспоминаются
евангельские события торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в
Иерусалим накануне крестных страданий.
О входе Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страданий
повествуют все четыре евангелиста (Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк.
19,29-44; Ин. 12,12-19). Когда, после чудесного воскрешения Лазаря,
Христос отправился для празднования Пасхи в Иерусалим, множество народа,
собравшегося отовсюду к празднику, прослышав про те чудеса, которые
сотворил Христос, с ликованием и радостью встречали въезжающего в город
на осляти Господа с торжественностью, с какою в древние времена на
Востоке сопровождали царей. У евреев был обычай: цари-победители
въезжали в Иерусалим на конях или ослах, а народ торжественными криками,
с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Так и в эти дни,
иерусалимляне взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Христу и
восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь
Израилев!» Многие подстилали Ему под ноги свои одежды, срезали ветви с
пальм и бросали по дороге. Уверовав в могущественного и благого Учителя,
простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел
освободить его. Но всего лишь через несколько дней те, кто воспевал
«Осанна!» будут кричать «Распни Его! Кровь Его на нас и на детях
наших!».
Первосвященники же и книжники негодовали на это торжество, гов
... Читать дальше »
"Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление:
Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и
мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою”.
7 апреля – день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.
Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве
Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса
Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.
До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону,
должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо
возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее
замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда
Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику,
восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее
девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая
Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она
читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: "радуйся Благодатная!
(то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с
Тобою! Благословенна Ты между женами". Архангел Гавриил возвестил Ей,
что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.
Мария в недоумении спросила Ангела, как может родитьс
... Читать дальше »
Богослужения, напоминающие о приближении Великого поста, начинаются в воскресение - в "неделю о мытаре и фарисее"
Затем следует сплошная седмица, оканчивающаяся воскресением, посвященным притче о блудном сыне - "неделя о блудном сыне"
Следующее воскресение - "мясопустная неделя" - посвящено Страшному суду, с понедельника начинается масленица, оканчивающаяся воскресением - "сыропустной неделей , в этот день воспоминается изгнание Адама из рая.
С понедельника 7-го марта начинается Великий пост. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина (IV в.) "Господи и Владыко живота моего...".
Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Прежде освященных Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу
Страстной седмицы - литургия Василия Великого; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского (VIII в.).
Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание.
Последний день Масленицы – последнее воскресенье перед наступающим
Великим постом. Издавна в этот день и стар, и млад, и царь, и последний
нищий просят друг у друга прощения за обиды вольные и невольные. Этот
день и поныне называется Прощеным воскресеньем.
В Прощеное воскресенье православные вспоминают изгнание праотца Адама из
рая. Поэтому еще Прощеное воскресение называется «Адамовым изгнанием из
Рая». Считается, что это скорбное событие – источник всех наших мирских
бед. Причина изгнания Адама – грех, совершенный прародителями,
злоупотребившими даром свободной воли и нарушившими божественную
заповедь послушания.
В храмах в этот день совершается особый чин прощения, когда
священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение,
чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми
ближними.
Чин прощения появился в Египте. Перед наступлением Великого поста монахи
расходились по пустыне на сорок дней. Некоторые из них уже не
возвращались – погибали в пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться
только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все обиды, как
перед смертью. И, конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал,
что их встреча может оказаться последней. Для того и существовал чин
прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В
дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать
прощения у своих подданных. С этой целью царь объезжал войска, просил
прощения у солдат, посещал монастыри.
Подумайте, ведь можно не быть православным, а исповедовать, например,
исл
... Читать дальше »