Почему дети воцерковленных родителей уходят из Церкви?Что уводит подростков, воспитанных в воцерковленных семьях,
из Церкви? Стоит за расцерковлением юношей и девушек кризис веры,
неприятие лицемерия или тяга ко греху? На вопросы отвечает игумен Петр
(Мещеринов). -
Многие священники говорят, что более 75% воцерковлённых подростков
перестают ходить в храм. Получается, что 8 подростков из 10 уходят из
церкви… А что бы вы могли сказать по этому поводу (на основании ваших
наблюдений)? Почему у воцерковленных родителей дети уходят из церкви? -
Действительно, печальный опыт свидетельствует, что не менее 2/3 детей,
воспитанных в Православии от младенчества, при наступлении юношеского
возраста сбрасывают с себя церковность как обузу. Здесь есть несколько
причин. Первая — то, что церковность в сегодняшних постсоветских
семьях подчас бывает лишена подлинного христианского содержания,
представляя собой своеобразную смесь идеологии, магизма и «советских»
комплексов, мимикрировавших под православный обиход (безответственность —
под видом «послушания», неуважение к себе и к другим людям — под видом «смирения»,
разобщённость и злоба — под видом «борьбы за чистоту Православия» и
т.д.). Дети просто не получают настоящего христианского духовного и
нравственного воспитания, не происходит их встречи со Христом; поэтому
когда они приходят в тот возраст становления личности, в котором все
авторитеты подвергаются сомнению, — «церковь без Христа» этой проверки
не выдерживает. Ведь если произошла живая встреча со Христом, от Него
невозможно уйти. Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу
(Пс. 138, 7)? А Церковь только затем и существует, чтобы эта встреча
произошла, чтобы общение со Христом крепло и росло. Если именно такой
церковности в семье нет, то дети, становясь юношами и девушками, в силу
особенной чувствительности подросткового возраста к истине и её
отсутствию, ко лжи и лицемерию, псевдоцерковность отвергают. Вторая
причина — что в силу той же восприимчивости к истине и лжи подростки
начинают чувствовать недолжное состояние многих сторон современной
православной жизни. Молодые люди уходят не из Православной Церкви, а из
сегодняшнего российского варианта церковности. В нём нет многих
атрибутов подлинной Церкви: общинности, любви, солидарности, свободы,правды
и дерзновения говорить правду, нестяжательности, мудрости,
несвязанности стихиями мира сего. Место всего этого занимает
гипертрофированная богослужебно-дисциплинарная сторона, к которой
принуждали всю жизнь своих детей православные родители, складывая у них
убеждение, что Христова Церковь — это только лишь хождение в церковь.
Вот все эти ставшие самоцелью «должен» и «нельзя», посты, запреты,
обязательность выстаивать богослужения и читать дома одно и то же
обрыдшее правило и отвергаются молодыми людьми — потому что в них они не
обрели Христа и Его Церковь. Вдобавок пустое место отсутствующей
подлинной церковности занимают у нас вещи по сути нецерковные. Именно от
них и уходят молодые люди. От брюзжания на современность,
политиканства, коммерции, от того, что говорится одно, а живётся
по-другому. От сусальности и лицемерия взрослых, от ханжества, сведения
христианства только лишь к елейной лексике и к узкой субкультуре. От
того, что нравственность, прямодушие, честность подвергаются в
современном обществе, а вслед за ним и в современной церковности,
аберрации. От того, что на это нет никакой реакции со стороны пастырей.
От стремления поверхностного православия задушить всякую душевность и
эмоциональность, которые особенно важны в подростковом возрасте. От
идеологии «яко свиния лежу в калу». От изоляционизма и злобы на весь мир
— особенно это тяжело тем молодым людям, студентам, которые побывали в
Европе… Совершенно отталкивают от себя нормальных молодых людей
наши церковные страшилки, апокалиптика, «младостарцы», кликушеские
паломничества и проч., и проч. От этого и уходят. И нельзя сказать, что с
какой-то агрессией — скорее с усталостью и желанием сбросить с себя
обузу. От Христа усталости не бывает, жизнь Им и с Ним ежесекундно
интересна и захватывающа. И если в наиболее чутком возрасте молодые люди
Церковь оставляют, значит, Христа они в нашей церковной жизни не нашли. Третья
причина — и это тот единственный действительно обоснованный упрёк,
который можно предъявить современной молодёжи — добрачные связи
Произошедшая в середине XX века так называемая «сексуальная революция»
имела одним из своих последствий то, что в сфере общепринятой морали
добрачные связи перестали порицаться и стали нравственно приемлемыми.
Достаточно сравнить отношение к супружеским изменам и к досупружеской
интимной жизни: первое так или иначе всё же не одобряется и осуждается,
второе стало в постхристианском мире принятым как норма. Надо
сказать, что сегодня это является, пожалуй, самой серьёзной
пастырско-миссионерской проблемой: для множества молодых людей,
вкусивших такой «новой морали», оставаться в Церкви с её неизменно
отрицательным отношением к добрачным связям становится очень сложным. Но
тут мы как раз и видим «срабатывание» тех факторов, о которых я сказал
выше. Да, в Церкви есть правила, нормы и условия, на которых она будет
стоять до скончания века — истины веры и нравственности. К ним относится целомудрие. И
если бы наша церковная жизнь полноценно выявляла Христову Церковь и
своей красотой привлекала людей, то такие нравственные условия многие
молодые люди, и даже, может быть, большинство молодых людей, скорее бы
всего, приняли, потому что взамен они бы получили живую жизнь во Христе и
всестороннюю реализацию достойного человеческого и христианского
существования. А так получается: от лица Церкви возглашается — нельзя!
этого не делай! Хорошо, ответит молодёжь; а что взамен? А ничего… Посты и
правила, хождение в церковь, торговля и кликушество. Для молодого
человека это неприемлемо. Ради Христа он готов пойти на целомудрие. Ради
обрядовости, ура-патриотизма и т.п. — никак. - Некоторые
священники, чтобы заинтересовать подростков, при храмах создают кружки,
военно-патриотические клубы, театральные студии, спортивные секции и
т.д. Что бы вы могли сказать о подобной практике, исходя из
собственного пастырского опыта)? - Прежде всего нужно
понять, что здесь невозможно создание каких-то «выделенных мест», в
которых течение жизни совершается по-другому, нежели во всей церковной
жизни. Уход молодёжи из Церкви — прямое следствие общего положения дел
на наших приходах и в православных семьях. Стало быть, нужно начинать с
этого. Можно устроить сто кружков при храме; но если молодые люди
не увидят в самой нынешней православной церковности Христа, то, что Его благодать Его
свет и любовь преображают их родителей, — все эти начинания будут
бесполезными. Церковь, в конце концов, не дворец пионеров. Поэтому нужно
изо всех сил стремиться превращать наши приходы в настоящие
христианские общины, в которых естественным порядком нашлось бы место и
молодёжи. Тогда бы и люди внешние, глядя на своих сверстников, имеющих в
своих общинах полноту и радость жизни, зауважали бы Церковь и
прониклись бы к ней, по крайней мере, интересом. А пока такого уважения и
интереса к церковной жизни нет — и рассчитывать на то, что какие-то
отдельные меры будут успешны, не приходится. Хотя, конечно,
сказанное не означает, что ничего делать не надо. Разумеется, нужно
создавать внебогослужебную среду общения молодёжи всеми средствами,
которые есть в распоряжении того или иного прихода. Но наиболее
эффективной здесь будет сама настоящая христианская жизнь. -
Если подросткам предложить собираться за чаепитием, чтобы изучать и
разбирать Священное Писание со священником, как вы считаете, им это
будет интересно? И если — да, то как это лучше организовать? - Это зависит от священника. Во-первых, священник должен не только знать и любить Священое писание
но и уметь прилагать его к современной жизни во всех её проявлениях.
Во-вторых, священник должен быть абсолютно честен и искренен перед
молодыми людьми. Если эти два условия будут соблюдены, то подросткам
это, несомненно, будет интересно. Но и тут мы упираемся в
сказанное выше. Любовь к Священному Писанию в иерархии ценностей,
принятых явочным порядком — и увы, вовсе не без участия священников — в
нашей приходской жизни, стоит совсем не на первом и даже не на десятом
месте, а где-то в конце списка. Честность же — вообще такое качество,
культивирование которого большинству наших православных не очень
свойственно. А для священника быть открытым, искренним и честным — это
просто великий подвиг, которому препятствуют многие факторы, начиная от
корпоративной этики, отношений с архиереем, благочинным и настоятелем и
заканчивая материальной стороной жизни, когда основное обеспечение
большой священнической семьи идёт за счёт треб, ритуалов и бытового
магизма, а вовсе не евангельской проповеди. Подытоживая, могу
сказать: подростки и молодые люди, уходящие из Церкви, — индикатор
положения в нашей церковной жизни. И положение это неблагополучное.
Здесь нужно в этом обвинять не молодёжь, якобы поддавшуюся на «западное
влияние», «козни врагов» и проч., а самих себя: как это мы так
распорядились двадцатью годами церковной свободы, что молодые люди из
Церкви уходят. Осмыслить этот вызов и изменить положение вещей —
важнейшая задача как пастырей нашей Церкви, так и всех православных
христиан.
|