У залі засіданнь Священного Синоду УПЦ, що
при резиденції Предстоятеля Української Православної Церкви у
Свято-Успенській Києво-Печерській Лаврі, відбулося наречення клірика
Криворізької єпархії архімандрита Миколая (Капустіна) в єпископа
Кременчуцького і Лубенського.
Чин наречення звершив Митрополит Київський і всієї України Володимир у
співслужінні митрополита Хмельницького і Старокостянтинівського
Антонія, архієпископів: Білоцерківського і Богуславського Митрофана,
Переяслав-Хмельницького і Вишневського Олександра, Вінницького і
Могилів-Подільського Симеона, Криворізького і Нікопольського Єфрема,
Бориспільського Антонія, єпископів: Володимир-Волинського і
Ковельського Володимира, Макарівського Іларія, Івано-Франківського і
Коломийського Пантелеімона, Васильківського Пантелеімона та
Конотопського і Глухівського Іосифа.
Нагадаємо, що рішення про обрання архімандрита Миколая (Капустіна) у
єпископа Кременчуцького і Лубенського було ухвалено на засіданні
Священного Синоду УПЦ 14 червня 2011 року (Журнал № 45).
При нареченні архімандрит Миколай звернувся до Блаженнішого Митрополита
Володимира та архіпастирів, що йому співслужили, зі ставленицьким
словом:
"Ваше Блаженство, Блаженнейший Владыка и отец!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Богомудрые святители и служители Таин Христовых!
Непостижимым Промыслом Божиим, волей Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины и Священного Синода в настоящее время призываюсь к высокому служению в сане епископа Украинской Православной Церкви. В этот знаменательный и великий день моей жизни я стою перед вами, святители Божии, со страхом и трепетом, потому что быть епископом Церкви Христовой - означает нести служение апостола, посланника Бога и Отца, уподобляясь в этом служении Самому Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Который сказал Своим ученикам: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20, 21).
По слову святого апостола Павла «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, … но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласно с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать» (Тит. 1:7-9).
Всознании своего несовершенства и недостоинства уповаю на изобильное богатство силы Божественной благодати, «немощная врачующей и оскудевающая восполняющей», ибо согласно свидетельству святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова «в том заключается сила Божественной любви, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас» (1 Ин. 4:10).
Не могу объяснить судьбы Божии, управившие меня к подвигу служения Всеблагому Творцу — Богу, во Святей Троице славимому. Эти судьбы Божии всегда сокровенны для земнородных и открываются впоследствии, но покоряясь Всеблагому Божественному Промыслу, с послушанием и доверием преклоняя свою главу пред Вашей Первосвятительской властью, мне остается только принять, не по заслугам, но по вере, достоинство великого служения:
Епископское служение всегда было добровольным мученичеством, раздаянием себя всем без остатка, но особенно сейчас, когда христианский мир столкнулся с морем соблазнов, которые не знала Церковь в прошлые века своей истории. Епископ должен поистине «для всех сделаться всем» (1 Кор. 9:22).
Это значит, что он должен понимать духовные нужды людей и простых, и образованных, и молодых, и воспитанных в нецерковных традициях. Епископ должен с одинаковой любовью встречать людей, принявших живое церковное предание, и тех, кто сохранил его в годы лютых гонений, и людей, которые, получив имя христианское при крещении, не знают даже Символа веры. Должен понимать он и тех, кто вовсе не слышал еще слова Истины, чтобы на деле следовать за Христом.
Вы, Ваше Блаженство, как добрый пастырь, прилагаете ныне огромное попечение, чтобы проповедь имени Христова звучала ясно, громогласно и подтверждалась жизнью проповедников. И в деле этой проповеди я хотел бы следовать Вашим стопам.
В епископском служении, в евангельском свидетельстве я также почитал бы для себя высшим идеалом Ваш пастырский пример, и готов следовать ему, а также Вашим мудрым советам, Вашему великодушию, Вашей ревности о славе Божией, Вашему попечению о народе Божием.
Ныне, обращая свой взгляд в свое прошлое, я грешный и недостойный милости Божией, явственно ощущаю на себе любовь Творца и непрестанное действие Его Промысла по отношению ко мне. С юношеских лет Господь вел меня к священническому служению, сначала через послушание в одном из монастырей родного города Севастополь, а затаи через труды понесенные в Свято- Владимирском монастыре г. Кривой Рог, где проходило мое монашеское и священническое становление.
Искренне, от всего сердца, благодарю Высокопреосвященнейшего архиепископа Ефрема - мудрого пастыря и наставника, который доверил мне недостойному высокое послушание наместника монастыря. Именно под его отеческим омофором проходило мое становление как духовника и попечителя братии, приобретались административные навыки в управлении обителью. Следуя его мудрым наставлениям удалось в монастыре создать и поддерживать мирную духовную жизнь. По благословению нашего Архипастыря приступили и к строительству нового собора в честь Успения Божией Матери. В это усматривается всегдашняя его любовь к Киево-Печерской Свято-Успенской Лавре и ее вековым традициям, которую привил и нам смиренным его послушникам.
Не могу умолчать ныне и с любовью не вспомнить вверенную мне братию, которая прибывала все эти годы в искреннем и нелицемерном послушании. Молитвенно обращаюсь к небесному покровителю обители свщмч. Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому, так почитаемому в стенах Лавры, чтобы и впредь не оставил наш монастырь без молитвенного покрова.
Сегодня я с благодарностью и любовью вспоминаю своих родителей, которые воспитали меня в вере и любви ко Святой Церкви и благословили меня на путь иноческой жизни.
Благодарю всех своих наставников и учителей, а наипаче богоспасаемую паству нашей святой обители, неизменных молитвенников и помощников в ее благоустроении.
Ваше Блаженство! Принимая от Вашей десницы благодать апостольского достоинства, хочу заверить Вас в своей сыновней любви и всегдашнем послушании вашей святыне. Нелицемерно с благоговением приклоняюсь перед духовной высотой вашей жизни, которая является беспрерывным подвигом веры и стойкости, мудрости и справедливости — качествами, которым и аз многогрешный берусь подражать.
Не могу умножать словеса. Умолкает язык мой в благоговении пред Промыслом Божиим и, припадая к стопам Вашего Блаженства, уповаю на молитвы тех, в деяниях коих зримо всеблагое действование Спасителя нашего и Бога.
Ваше Блаженство и милостивый Отец! Смиренно приемлю жребий сей и нимало вопреки глаголю, вступая на жертвенное, крестное и славное поприще, призываемый к тому чрез Вашу милость Пастыреначальником нашим Господом Иисусом Христом. Прошу Ваших святых молитв и всех достойных святителей зле предстоящих испросить у Милостивого Господа Нашего Иисуса Христа, Подателя всяческих щедрот, благодать Духа Святаго помогающую мне свято и непорочно нести высокое служение на архипастырском поприще. Аминь.