Приветствую Вас Гость | Вход
Пятница 29.03.202413:06 | RSS

Сайт храма Трех Святителей
Меню сайта
Церковь празднует:
Фото
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посещаемость:
12 февраля Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. 

Святитель Василий Великий (Василий Кесарийский) (ок.330 - 379), церковный деятель, один из отцов церкви, с 370 епископ Кесарии Каппадокийской.

Краткая биография

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Начальное образование получил в семье, потом в Константинополе, а затем в Афинах. Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, после предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, а также в Иерусалим.

В Кесарии в 364 году Василий Великий был посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием. Из-за нерасположения епископа Евсевия  Василий Великий удалился в Понтийскую пустыню, где поселился недалеко от монастыря.

После смерти императора Константина Великого сильно распространилось арианское учение, на борьбу с которым отправились Василий Великий и Григорий Богослов. Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру.

Святитель Василий почил в 379 году.

Литературное наследие

Особенности:

Стремясь к консолидации сил христианства, выступал против арианства, проповедовал аскетизм, поддерживал монашество. Отстаивал независимость церкви от императора. Считал возможным "полезное использование" в интересах христианства античной культуры (проповедь "К юношеству").

Труды:

Святитель Василий оставил после себя множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Основные сочинения: "Любомудрие" (составленная совместно с Григорием Богословом антология сочинений Оригена), "Против Евномия" (опровержение арианского учения), беседы (в том числе "Шестоднев", в котором изложены принципы христианской космогонии). Сочинения Василия Великого (особенно "Любомудрие" и "Шестоднев"), переведённые на славянские языки, служили источником для знакомства с античными мыслителями, которых обильно цитировал В. В. Особенно важный источник для истории церковной борьбы в империи 4 в. - Письма Василия Великого.

Григорий БогословГригорий Богослов (Григорий Назианзин) (329-389) - сподвижник Василия Великого, один из трех "вселенских учителей" Восточной Церкви, основоположник догматов православия.

 

Краткая биография

Родился в 329 году в имении Арианз возле каппадокийского города Назианза в христианской семье. Получил христианское воспитание, образование окончил в Афинах, где сблизился с Василием Великим. Тяготел к аскетической и уединенной жизни, но, по возвращении в Назианз, против воли был посвящен отцом в сан пресвитера, а в 372 г. Василий Великий посвятил его в епископа г. Сасимы. Собор антиохийских епископов после смерти императора Валента послал Григория Богослова в Константинополь, чтобы тот возглавил в столице общину православных христиан в арианском окружении. Здесь в небольшом домовой церкви Воскресения он прочитал пять Слов о Богословии, в которых изложил церковное учение о Пресвятой Троице. Его проповедь, начавшаяся в 379 г. была столь успешной, что к моменту II Вселенского Собора (381) ариане были в меньшинстве. Григорий Богослов, признанный императором Феодосием архиепископом Константинопольским, стал одним из организаторов Второго Вселенского Собора 381 г., который явился торжеством Никейской Веры. Пробыв епископом 12 лет, Григорий Богослов уехал в Назианз, где и почил на 80 году жизни в 389 году.

Литературное наследие

Особенности:

Последние годы жизни Григорий посвятил литературным трудам и оставил после себя не очень обширное, но разнообразное наследие . Для изучения христианизации труды Григория играют особую роль в связи с тем, что он высоко ставил человеческий разум и светскую образованность, а христианскую мудрость считал прямой наследницей языческой мудрости

Основную часть наследия Григория составляют гомилии, речи и проповеди, большинство из них относятся к периоду патриаршества Богослова. Многие из них считаются образцами христианского красноречия, хотя как исторический источник наибольший интерес представляют надгробные речи, в частности похвала Василию Великому (слово 43). Также интерес представляют речи против Юлиана Отступника, написанные после смерти императора, и "Слово по поводу бегства в Понт" (Слово 3), обработанное позже в трактат о пастырском служении.

Особенно важны "Пять слов о богословии", названные так самим проповедником и давшие ему имя Богослова. "Слово о поставлении епископов и о догмате Св. Троицы" и "О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге".

Другой разряд творений Григория составляют поэтические произведения, среди которых издатели нового времени выделили блок исторических поэм, представляющих определенный интерес как источник, хотя и весьма специфический. Как и у других рассматриваемых нами авторов особое значение как исторический источник имеют письма Григория, которые составлены по правилам риторики и из которых исторический интерес представляют письма к Василию, Нектарию Константинопольскому и против Аполлинария.

Значение Г. Б. в истории догматов исчерпывается тремя пунктами:

1.Учение о Троице. Сущность его учения выражается формулой: Бог един по существу и троичен по ипостасям.

2. Христология Григория Богослова. По учению Григория Богослова., человеческая природа Христа состоит не только из тела и неразумной души, как утверждал Аполлинарий, но и из ума, или духа.

3. Григорий Богослов вместе с Василием Великим тщательно изучал Оригена.  Это отразилось на его богословской системе, в которой есть много отзвуков оригенизма. Сюда относится своеобразная переработка оригеновского учения о вере и гнозисе, учение о том, что Бог выше сущности, учение об уме как посредствующем начале, через которое возможно было соединение бесплотного Логоса с душой и телом человека, учение о существовании в загробном мире очистительного огня для грешников, некоторая неуверенность в учении о вечности мучений. Из философских влияний на системе Григория Богослова более всего отразился неоплатонизм.

Труды:

Святителю Григорию Богослову принадлежат 45 слов, 243 письма, а также поэтические произведения. Впервые полный перевод этих творений на русский язык был издан Московской Духовной академией в 1843–48 гг. (в 6 тт.). Творения Святителя Григория замечательны по Богословской глубине и художественной красоте языка. Поэтому некоторые из них стали частью церковного Богослужения. Так, например, первая стихира на Господи воззвах в Неделю Пятидесятницы заимствована из 41 Слова Св. Григория Богослова, в пасхальных стихирах используются выражения из его 1 Слова на Пасху, а 45 Слово (второе на Пасху) легло в основу Канона Пасхи Преподобного Иоанна Дамаскина. По Уставу это Слово должно читаться на ночной пасхальной службе перед четвертой песнью канона, как Огласительное слово Святителя Иоанна Златоуста читается после канона.

Иоанн ЗлатоустСвятитель Иоанн Златоуст (ок. 347 - 407), православный святой, богослов, философ, один из отцов Церкви.

 Краткая биография

Родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военоначальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии - епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана.

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедо-вать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обратился к герменевтике - науке о толковании Слова Божия. Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава замечательного пастыря и проповедника росла.

В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызвав из Антиохии для доставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного - с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывал-ся от приглашения на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Святой Иоанн направлял ревностных миссионеров в Финикию, Персию, к скифам, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395-408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питнус (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (+ ок. 308, память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года.


Литературное наследие

 Самые известные творения: «Шесть слов о священстве», «Против вооружающихся на ищущих монашества», «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни», «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

Мини профиль
гость

13:06
Группа: Гости


Поиск по сайту
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Полезные cтатьи
-->Как простить обиду?
-->Почему я не хожу в Церковь
-->Как важно быть любезным
-->Почему люди ждут конца света?
-->Что уводит подростков, воспитанных в воцерковленных семьях, из Церкви?
-->Как выглядит грех?
-->Великий пост
-->Церковный бизнес

Это интересно:
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 36
Друзья сайта
  • Православный портал-Преданиеm
  • Православие
  • Православие и мир







  • Copyright kolom © 2024 | RSS